top of page

Чем опасен краудфандинг?

Подводные камни, которые могут очень сильно удалить по репутации, даже если ваш проект стал успешным!

Прям перед самым завершением вчерашнего эфира мне Александр Молчанов задал вопрос на который я не успела ответить, поэтому подробно пишу сюда. На самом деле краудфандинг - это очень опасная штука. Если посмотреть поверхностно, то чем она может быть опасна? Ну, например, не собрал и да, больно, обидно, самооценка падает на ноль. Понятная схема, но она не про нас, мы же бойцы, если возьмёмся - дойдём до результата. У нас вроде все хорошо, мы же собрали, но что вот в этой ситуации может быть опасным, причём не менее и для самооценки и что самое важно для репутации?

Пример, мой, наболевший. Смотрите, краудфандинг, в том виде, который у нас практикуется на данный момент не позволяет собрать весь бюджет на кинопроект. В нашем раскладе с фильмом Рыба Моя мы сначала собирали всеми возможными способами, а потом обратились к краудфандингу и собрали 10% от бюджета. При этом став самым успешным проектом среди коротких метров в России на тот момент. Но это все равно, всего лишь 10% от бюджета. Понимаете какая малая доля? И да, те 10% от всего бюджета которые мы собрали краудфандингом, закрыли только 30% от всего пост-продакшна, потом ещё 30% нам дал частный инвестор и оставшиеся 40% мы искали ещё примерно полгода. И нашли, в качестве ресурсной поддержки от большой компании которая занимается звуком. И я помню как мне было сложно объяснить людям что несмотря на то, что мы стали самым успешным проектом и собрали больше всех денег на тот момент в России - нам все равно не хватает денег на пост, а не хватает денег, это значит что растягивается время на пост, потому что ты не только делаешь пост, но и ещё параллельно ищешь варианты как найти оставшиеся в виде денег или в виде ресурсов. С Рыбой Моей на это ушёл ещё год. И было очень тяжело, потому что все требовали премьеру, но никто не вдавался в подробности что параллельно я ещё ищу возможности все-таки кино доделать, «Закрыть постпродакшн целиком» и сделать эту самую премьеру. Тогда нам понадобился год. За это время мы нашли к собранному краудфандингу финансы и ресурсы и кино выпустили. Успешно. Многие до сих пор помнят тут премьеру в 1000 зале, когда был аншлаг из людей пришедших смотреть на 20 минутный короткометражный фильм. Невероятные ощущения!

Но ума мне это не прибавило. Нисколечко))) И опять, в этот раз для док сериала мы воспользовались краудфандингом. И опять, это была лишь малая часть общего бюджета. Только на этот раз на монтаж. Считайте, что мы собрали денег для того чтобы оплатить время жизни, пока мы не зарабатываем деньги, а только сидим и монтируем. В это время нужно есть, пить, за аренду дома платить, машину заправлять и тд. И понимая, что 100% времени, то есть 100% бюджета мы собрать краудом не можем, мы опять ставим реальную для российского краудфандинга на тот момент сумму. И собираем ее и вроде мы умнички, но....

На собранные деньги мы сели и в течении нескольких месяцев смонтировали то, что успели, затем деньги закончились. И началась вот такая история. За полгода своими коммерческими проектами мы можем заработать примерно на 9 месяцев жизни, то есть на 3 месяца сверх тех 6 месяцев пока мы из зарабатываем. И эти 3 месяца мы посвящаем монтажу, затем деньги заканчиваются и мы снова тратим полгода на то чтобы заработать на след полгода и ещё на три месяца сверх. И так по кругу, понимаете? И поэтому время расстягивается.

И да, ума мне сразу не хватило это осознать после первого краудфандинга, там просто надо было найти всего лишь ещё 10% и на это ушёл год, сейчас времени нужно чтобы смонтировать док сериал длинной в 2,5 полных метра гораздо нужно больше, поэтому все и тянется. Точнее не тянется, а мы тупо зарабатываем, потом монтируем, потом опять зарабатываем и опять монтируем. Вы можете это увидеть в моем Инстаграмме в хайлайтсах. Сейчас готова 41 серия, и 7 из них нужно доработать. А пока мы на стадии «заработать денег на время пока мы будем делать звук и цвет + организовывать премьеру». И да, на это жизненное время тоже нужны деньги, если вас это удивляет)))

Но есть хорошая новость!!! Не вписалась бы я тогда в краудфандинг сейчас бы у меня не было такой сильной мотивации доделать этот проект. Потому что он адищенски сложный, адищенски большой и да, на старте я не представляла насколько. И сейчас я это признаю, что сииииильно ошиблась в сроках. И морально очень тяжело жить с внутренним ощущением, что из-за того что все так тянется на «репутацию» это сказывается не гуд. Мы же обещали, мы же собрали) Теперь понимаете о чем, я?

И это я пишу, не для того чтобы оправдаться, а для того чтобы вы, вписываясь в краудфандинг после моей вдохновлённый лекции, реально взвесили все за и против. Потому что деньги вам все равно придётся дозарабатывать на проект и помимо крауда, а то что вы получаете от краудфандинга - это известность проекта, которая может сказаться как в плюс, так и в минус. Учтите это! И будьте морально к этому готовы и к одной стороне, и к другой.

Хорошо, что мои акционеры мне ещё не так часто пишут с вопросом «когда же премьера сериала?», может понимают и видят, что я не бросаю, а делаю, да, вот с такими паузами на «дозаработать», но делаю.

И... И... я очень верю в этот док, мне кажется он получается невероятно честным и настоящим, с сильной драматургией от которой в истерический смех и слезы, а также очень-очень полезным не только для «киношников», а скорее для всех, кому нужна будет поддержка и вера на пути к своей Мечте. Любой. Для тех, кто пойдёт по такому пути дальше. И я уверена, что таких людей станет больше. Людей, которые мечтают, не боятся и делают.

А что касается краудфандинга и его реальных 10% от бюджета - не знаю что с этим делать. Ведь на сборы уходит опять-таки время и значит опять-таки деньги. Чем дольше собираешь, тем больше можешь собрать, но и тем больше тебе нужно базовых денег вложить, чтобы жить в то время пока ты собираешь. Короче, пока я реального выхода не вижу, чтобы увеличить этот процент от бюджета. Но очень верю в чудо!)

И как раз вчера пришла новость, что был собран новый рекорд на Планете - 11 млн рублей. Это много денег, очень много и собраны они были на издание фанфика книги про Гарри Поттера))) Тут я очень хитро улыбаюсь, потому что, если у меня, как у автора, появится узнаваемость как у бренда Гарри Поттера - у меня будет шанс собрать 20% бюджета от полного метра, который я планирую делать после дока. Что сказать - к этому и будем стремиться.)

Вы не думайте, я вообще-то обожаю краудфандинг и счастлива, что такой инструмент прямого финансирования авторов вообще появился в мире, он очень честный, очень классный, так что я верю, что общими усилиями мы его сможем улучшить!

Да?)


Исходник поста - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1782973691772376&set=a.221298371273257&type=3&theater




bottom of page